Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа №90

Готовим руку к письму. Рекомендации родителям будущих первоклассников по развитию мелкой моторики руки.

Подготовка к школе – самое интересное занятие для мамы и ее ребенка… Если вы подходите с таким настроем, то успешное обучение вашему ребенку обеспечено. Что необходимо делать, чтобы у ребенка в школе получилось писать красиво? Конечно, развивать мелкую моторику. И здесь необходимо соблюдать два главных правила.

 

  1. НЕ НАВРЕДИ!

а) Не пишем слова ни в коем случае! Я имею в виду письменные буквы. Правильной технике написания письменных букв и их соединениям научит учитель в школе.

б) Не переборщи! Занимаемся, пока ребенку интересно и есть силы и настрой (хорошее настроение).

в) Не делайте за ребенка! Объясняйте. Показывайте столько раз, сколько ему нужно. Делайте вместе или по очереди.

г) Не разозлись (Это для родителей! Контролируем СВОИ эмоции в процессе общения с ребенком и совместного творчества)

д) Вместе следим за осанкой!

 

  1.  РАЗВИВАЕМ ИГРАЯ!

а) Вместе с мамой (или папой).

б) Интересно.

в) Понятно.

г) Весело.

д) Разнообразно.

е) Полезно.

 

Итак, игры и занятия, полезные для развития мелкой моторики рук:

 

(Многое из перечисленного ниже вы делаете, и это здорово! Теперь прочувствуйте, как это полезно! Вспоминайте то, что было забыто. Берите на заметку новые идеи! Делайте ваши занятия с ребенком разнообразнее!)

 

1.Рисование – на посуде, футболке, витражи, на плитке в ванной… Рисование песком, крупой. Рисование по песку, по манке прямо на столе…

2.Лабиринты (в специальных книгах, в журналах; их можно создавать самим на листке бумаги для ребенка или вместе с ребенком, а потом по очереди «проходить» эти лабиринты, рисуя линии или водя пальцем…).

3. Шьем одежду для кукол, создаем «набивных» кукол.

4. Вяжем вместе с мамой.

5. Пришиваем пуговицы сами, учимся зашивать дырочки…

6. Аппликации из различных материалов (осенних листьев, лоскутков, бисера…).

7. Флористика (составление букетов и картин из засушенных цветов, чем меньше размер композиции, тем полезнее).

8. Плетение (косичек, морских узлов, бумажных ковриков, макраме, шнуровка…).

9. Лепка (из твердого, мягкого и «шарикового» пластилина, из соленого теста; из пластилина, смешанного с крупой, из глины, песка и др. материалов. Делайте детскую посудку из глины, браслеты из бусин из соленого теста…).

10. Пальчиковый театр за маленькой самодельной ширмой (а если куколки не покупные, а сшиты сами, например, из перчатки, это вдвойне полезней и интересней).

11. Массаж ладошек, пальцев (карандашом, мячиками…).

12. Пальчиковая гимнастика (сгибаем, покручиваем, растягиваем, прыгаем на столе пальчиками, измеряем мелкими и крупными пальчиковыми «шагами» линии; загибаем пальцы друг на друга; напрягаем – расслабляем; поднимаем – опускаем каждый пальчик из положения лежа на столе ладошкой…).

13. Театр теней.

14. Пальчиковые игры (в «армреслинг» разными пальцами по очереди, футбол пальцами с маленьким мячиком, классические игры в сопровождении стихотворений, проигрывание действий из детских потешек…).

15. Выкладывание букв на листе различными материалами (нитками, макаронами, крупой, веточками, пуговицами, бусинами, семенами, орешками, кусочками бумаги и т.п.).

16. Бисероплетение.

17. Квиллинг.

18. Игры с мелким конструктором и мозаикой (сейчас столько разных видов!).

19. Вышивка.

20. Игры со счетными палочками.

21. Поделки из природного материала, зернышек…

 

А если очень хочется позаниматься уроками, поиграть в школу, то еще раз напомню главное правило. Не писать буквы (письменные)! А формировать графический навык в целом (волнистые линии, петельки, овалы, палочки, фигуры, грибочки, различные мелкие рисунки, срисовывание картинки с образца и т.д.). Учите буквы печатные. Учитесь читать! Любите чтение!

И не надо говорить ребенку, что вы занимаетесь для школы, что это НАДО делать, ставить временные рамки (занимаемся 15 минут L и т.п.)…

Играйте просто так! Чтоб ребенок это делал не как обязанность.

Просто играйте! Развивайтесь! Творите! Фантазируйте!

 Всегда и везде! В самолете! В поезде! В машине! В деревне и дома! Вместе с гостями и вдвоем с ребенком!

Папе на 23 февраля! Маме на день рождения! Бабушке на именины! Воспитателю на 8 марта! Тёте для поднятия настроения! Брату, чтоб закрыть дырку в стене J … Приучите окружающих ценить подарки, сделанные своими руками (рукам вашего ребенка)! И тогда ребенок полюбит творчество.

А занятие творчеством развивают у ребенка не только мелкую моторику, но и множество других функций, процессов и качеств, необходимых для будущего школьника: мышление, воображение, память, внимание, эмоции, терпение, усидчивость, целеустремленность, находчивость…  и многое другое!

         Не получается квиллинг – получится рисование песком или лепка из соленого теста, раскрашивание мелких картинок или конструирование. Пробуйте разные техники! Ищите, что интересно именно вашему ребенку! Что у него получится! И главное – делайте это вместе!!!

 

         Педагог-психолог школы №90 Сабадаш Н.С.